Найти :
Найденные результаты с ключевым словом : "бандхи-и-мудры-польза".

Бандхи и мудры. Как достичь максимальной пользы

Сейчас многие воспринимают мудры и бандхи только как физические техники, приносящие определенную оздоровительную пользу. Однако, мало кто разбирается в их внутренней сути. Из-за этого в большинстве случаев применение бандх и мудр не приносит полноценного эффекта, а часто бывает просто бессмысленным. Не вдаваясь в технические описания их выполнения, рассмотрим эти весьма похожие практики с другой стороны.

Бандха означает замыкание или связывание. В контексте йогической практики это означает замыкание всей энергетической системы таким образом, что не происходит ее деформации, а значит и потерь энергии. Согласно многим йогическим текстам, задача бандх — направление праны в центральный канал сушумна, что способствует пробуждению Кундалини. Однако, прана не может быть направлена в сушумну только с помощью мышц; при сокращении мышц наш ум автоматически концентрируется на определенных участках тела. Соответственно, при рассеенном состоянии ума (викшепа) и недостаточно свободном движении энергии по каналам тела концентрация праны и ума на областях грантх и сушумны происходит очень фрагментарно. Кроме этого, бандхи используются по назначению только тогда, когда есть определенный энергетический потенциал, который может быть задействован для активации сушумны. А такой необходимый потенциал образуется в том случае, когда помимо физического тела (стхула-шарира) у человека достаточно развито еще и тонкое тело (сукшма-шарира), а также причинное (карана-шарира). Тогда бандхи моментально будут направлять прану в центр. Состояние бандхи связано с остановкой праны, когда все праны выравниваются и уравновешиваются. Это состояние пробужденной сушумны. Таким образом, бандха должна приводить к интеграции всех пран в сушумне.

Как известно, существует 3 основные бандхи: Мула-бандха концентрирует энергию в области канды, трансформирует ее для поднятия по сушумне. Направляет апану вверх. Джаландхара-бандха контролирует сеть каналов нади и 16 адхар. Она направляет прану вниз. Уддияна-бандха способствует поднятию энергии вверх по сушумне, к верхним центрам.

Слово мудра в одном из контекстов означает «печать», «оттиск» или «штамп». В йоге этот термин используют, подразумевая процесс отражения Высшего сознания или света (Пракаши) в какой-либо проявленной форме. То есть мудра - это союз света и формы, Шивы и Шакти, своего рода точка соединения, ведущая к полной интеграции праны. Интеграция приводит к состоянию счастья и радости, поэтому она также называется мудрой («муд» – радость, «ра» – дарение, обретение радости). В соответствии с этим, мудрами могут являться не только положение кистей рук или тела, но и различные техники дхараны и дхьяны, работа с сознанием. По сути, мудры — это следствие процесса нивритти (слияние индивидуального сознания со сверхсознанием).

Таким образом, все мудры и бандхи ведут к одному процессу — процессу трансформации праны и сознания. Например, маха-мудра есть ничто иное, как интеграция всех пран и всего тела, которое становится формой пустоты — «шунья-рупа«; кхечари-мудра — способ сделать сознание раскрытым посредством созерцания процессов феноменальных изменений в пустоте своего сознания; шамбхави-мудра — это точка, где соединяется темнота и свет, садхака осознает себя как Шиву посредством трех видов видения (три глаза Шивы — солнце, луна и огонь; джняна, иччха и крийя); в випарита-карани мудре происходит «смена солнца и луны местами», что есть растворение ума в сверхсознании «парасамвит«, а праны — в махапране.

Маха-мудра и другие мудры и бандхи по сути активизируют тот же самый процесс, что и кхечари, а именно — пробуждение Кундалини-шакти. Физические же техники — заведение языка за небо (кхечари-мудра), втягивание живота (уддияна-бандха), сокращение мышц шеи (джаландхара-бандха), давление пяткой в область ануса (мула-бандха) и т.п. — лишь вспомогательные внешние средства, связанные с адхарами (опоры для сознания; 16 точек, расположенных преимущественно вдоль сушумны).

В связи с тем, что натхи не делают жестких границ между материальным и духовным, то мудры и бандхи как раз могут считаться той самой частью садханы, которая соединяет хатха-йогу и раджа-йогу.

Главная
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
x
y
z
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9