Найти :
Найденные результаты с ключевым словом : "бизнес-это-путь-познания-себя".

Бизнес — это путь познания себя

«&»: В обычном понимании слова «бизнес» и «духовный путь» не слишком сочетаются друг с другом. Считается, что деньги и материальные ценности привязывают, заземляют человека, а власть питает гордыню. Духовному же росту способствует самоограничение, аскетизм, смирение.

М. П.: В слова «духовный путь» люди вкладывают разные смыслы. Поэтому сразу стоит определить, что мы имеем в виду. В моем понимании духовный путь — это путь накопления личной силы и зрелости. Под силой я понимаю способность человека решать проблемы, принимать ответственность за самого себя и близких, делать точные безошибочные выборы, не быть обузой для других. Тогда другим людям будет комфортно в обществе такого человека, они могут рассчитывать на его поддержку — по той простой причине, что у него есть сила ее оказывать. Люди, которые берутся всем помогать, но не способны решить собственные проблемы, не обладают духовностью.

Можно говорить о разных уровнях зрелости — и самого бизнесмена, и его бизнеса. Цели и пути человека напрямую зависят от его личной зрелости. И возможен такой уровень зрелости, когда бизнес превращается в духовный путь, то есть путь самовыражения человека.

Каков бы ни был биологический возраст человека, его уровень зрелости может быть не очень высок. Например, он иногда бывает на уровне зрелости подростка — тогда его единственной задачей в бизнесе действительно будет зарабатывание денег. И неважно, каким способом. Его интересует все, что приносит деньги. Ему все равно, что продавать: носовые платки или компьютеры. И при этом не имеет значения, будет ли это честный бизнес или надувательство.

На следующем — юношеском — уровне человек начинает выбирать контекст своей деятельности. Ему становится небезразлично, чем заниматься. Он способен делать стратегический выбор и заниматься только тем, что ему интересно, к чему он имеет склонность. И это дает ему силу и стратегические преимущества. На этом уровне у него достаточно силы, чтобы деньги зарабатывались существенно легче, чем на уровне подростка. Если на данном этапе человек занимается не своим делом, накапливается уныние, недовольство собой и своим бизнесом. Люди, выходящие на этот уровень личной зрелости, стараются избавляться от тех фрагментов своего бизнеса, которые не приносят им удовлетворения. Такой человек, оказываясь перед выбором между более интересной и более оплачиваемой работой, всегда делает выбор в пользу первой.

Для «взрослого» бизнес перестает быть только способом получения денег или власти. Он хочет понять и выразить себя в действиях, поступках. В бизнесе такой человек может попадать в жесткие стрессовые ситуации. Как правило, он их не пугается, не пользуется готовыми решениями и не ищет советов у консультантов. Он способен на уникальные решения и хочет делать то, чего до него никто не делал. Для него все является вызовом. Он познает себя, свои возможности, и постепенно бизнес перерастает в духовный путь.

Таким образом, духовный путь современного человека — это не уход в монастырь (как раз сейчас уход в монастырь можно воспринимать скорее как бегство от реальных жизненных ситуаций), а принятие жизни и всех ее проблем, преодоление трудностей — и в личной жизни, и в бизнесе.

«&»: Один из модулей вашей программы называется «Управление событиями в бизнесе». Действительно ли человек может управлять событийными потоками?

М. П.: Можно следовать событийным потокам, а можно их задавать. И это зависит не от инструкций и ментальных возможностей человека, а от способа и скорости его реагирования, способности строить отношения с людьми. В конечном итоге это зависит от его личной силы, верности самому себе.

Человек действует в соответствии с определенным набором стандартных поведенческих реакций. Например, в ситуации дефицита средств, в которой часто оказываются многие бизнесмены, у одного возникнет спонтанная реакция привлечь дополнительные деньги и расширять бизнес в надежде, что этот дефицит будет покрыт. Другой, наоборот, будет стремиться сократить свой бизнес, чтобы денежная масса соответствовала существующим возможностям. Я встречал такие компании, где были два учредителя с противоположными склонностями. И никакие совещания и переговоры не могли решить проблему. Противостояние начинало перерастать в военные действия. Человек убежден в своей правоте, он не осознает, что им движет поведенческий стереотип.

И тот, и другой стереотипы по-своему хороши, когда они вписываются в нужный контекст. Иногда уместно расширять бизнес, а иногда — сокращать. Беда в том, что тот, у кого есть устойчивый стереотип расширять, будет расширять всегда, а тот, у кого устойчивый стереотип структурировать, всегда стремится стабилизировать, не задумываясь, полезно это сейчас или нет. Подобные стереотипы действуют не только в бизнесе, но и в семье, в отношениях со своими детьми. Человек реагирует на события всегда одинаково, но иногда у него при этом возникает напряжение, ощущение стресса. Это сигнал, что в данный момент спонтанная реакция была неправильной. Существует множество техник, позволяющих выявить подобные стереотипы, лишающие нас адекватности, и изменить их, перестроить свою жизнь, изменить судьбу. Для человека, способного на такие действия, бизнес превращается в духовный путь. Научиться слушать свое тело

«&»: Что дает использование телесных сигналов в бизнесе?

М. П.: Телесные сигналы, как правило, не осознаются людьми и воспринимаются как подсказка интуиции. Существует целое искусство осознания и использования телесных сигналов. Человек, осваивающий это искусство, обретает самые утонченные формы интуиции, позволяющие предчувствовать будущее и делать точные выборы в условиях дефицита информации.

В древнеиндийской и китайской традициях было известно, что за разные жизненные контексты ответственны разные телесные уровни. Например, с сердечного уровня человек строит доверительные отношения. На этом уровне может возникать чувство доверия, любви, сострадания или наоборот — одиночества, отвергнутости, ненависти. С уровня солнечного сплетения человек проявляет экспансию и активность, способен к противостоянию. На этом же уровне часто возникают агрессия, гнев и страх. С уровня горла он способен к пониманию себя, своего окружения, к осмыслению своего бизнеса, стратегическому планированию. Здесь же переживаются страхи по поводу чужих оценок, чувство несправедливости и обида. Другими словами, разные участки тела связаны с различными типами переживаний. В китайской традиции даже отдельные органы связываются с переживанием эмоций определенного типа.

До недавнего времени такие описания считались странной особенностью восточной традиции. Но в последние десятилетия это так прочно вошло в нашу реальность, что используется в медицине, бизнес-консультировании и других областях человеческой деятельности. Когда человека обучают распознавать телесные сигналы, он не столько анализирует, сколько чувствует их. Нужна определенная тренировка и знание техник, чтобы эти сигналы правильно прочесть. Потому что в одном и том же месте у сильного человека может возникать сигнал доверия, а у слабого — сигнал страха и недоверия. Иногда можно услышать, как удачливый человек говорит: «Я печенкой чувствую успех». И это не метафора, он действительно так осознает сигналы своего тела.

«&»: Как можно подготовиться к сложным переговорам?

М. П.: В начале соответствующего тренинга я прошу людей наметить 2-3 серьезных испытания, которые необходимо пройти в течение тренинговых дней. Это могут быть какие-то переговоры (например, с начальником или представителем контролирующего органа) или неприятное, но необходимое действие, которое все время откладывается. Наши тренинги обычно проходят неделю, но не целыми днями, чтобы участники могли какое-то время посвятить и повседневной для себя деятельности. К концу тренинга все должны отчитаться о том, как прошли намеченные испытания. И обычно люди говорят о них, как о чем-то очень обыденном, уже не вызывающем стресс. Не буду сейчас подробно описывать техники, к которым мы прибегаем, но скажу, что переговоры сложны не сами по себе, а тем, что у человека есть сформированные в течение жизни жесткие стереотипы восприятия людей. Участники тренинга обучаются отслеживать эти стереотипы и избавляться от них.

Трудность следует искать в себе, а не в партнере. После того как человек становится свободным от таких стереотипов, он по-другому реагирует на партнера. Тогда переговоры, которые раньше считались для него стрессовыми, перестают быть таковыми. Нет смысла говорить, что произошла плохая или неудачная встреча. Если вам встретился такой партнер, значит он вам для чего-то нужен, хотя бы для того, чтобы лучше узнать себя и изменить что-то в себе. Одна моя знакомая делилась своими впечатлениями о Китае. Знаете, что ее больше всего поразило? Она видела, как столкнулись две машины. Как реагируют на такое наши водители? Обычно это чревато очень эмоциональным выяснением отношений. А китайские водители демонстрировали радость, что это событие соединило их. В их представлениях столкновение машин — знак свыше, что люди должны познакомиться, что они зачем-то друг другу нужны.

Снятие стереотипов восприятия и поведения позволяет человеку вести себя в любой ситуации адекватно, не подвергаясь стрессу. Стресс — понятие относительное. То, что для одного стресс, для другого — обыденная ситуация.

Не нужно стараться изменить окружающий мир под себя. Наоборот, следует изменять себя, совершенствуя свое восприятие и свои поступки. Это сложная, но реалистичная задача. Игра в роли лидера и управляющего

«&»: В чем, по-вашему, отличие лидера от управляющего?

М. П.: Это две разные роли. Лидер ориентирован на будущее, он склонен к изменениям, любит все новое, активен, в нем представлено сильное творческое начало. Управляющий же, наоборот, ориентирован в настоящее и прошлое, склонен к структурированию, упорядочению. Он не заинтересован в изменениях, нарушающих установленный порядок вещей. Довольно часто между лидером и управляющим возникают конфликты, противостояния. А если эти роли совмещены в одном человеке, он может оказаться в состоянии сомнения, нерешительности. Иногда он не знает, кто он сейчас — лидер или управляющий? Куда следует направить усилия и средства — на развитие или на стабилизацию структуры? Важная задача — организовать точное взаимодействие лидера и управляющего независимо то того, являются ли они разными людьми или соединены в одном человеке как разные роли.

«&»: Как мотивировать людей на трудовые подвиги?

М. П.: Здесь опять речь пойдет о разных уровнях зрелости, теперь уже сотрудников. Лучше всего использовать те качества, которые в них есть. Например, для людей инфантильного уровня развития важнее всего эмоции, они только на это и реагируют. Реклама, побуждающая их делать покупки, должна быть яркой, с небольшим количеством крупных букв. Мотивировать «детей» нужно кнутом и пряником. Кнут — это выговор, денежный штраф, угроза увольнения, а пряник — деньги, похвала, ласковый взгляд шефа.

Люди-»подростки» также опираются на эмоции, но для них большее значение имеют инструкции, словесные команды. Они ориентируются на стиль жизни «взрослого», то есть наставника, руководителя. Для «подростка» побудительная реклама звучит примерно так: «Уже 10 млн. человек купили этот прибор. А вы?» «Подросток» поступает так, как большинство, — он боится отстать. Поощрением для него являются не только деньги, но и обучение.

«Дети» и «подростки» не в состоянии мыслить стратегически. Если спросить их: «Вам заплатить 100 долларов сейчас или 300 в конце квартала?», они ответят: «100 сейчас». Поэтому их поощрять или наказывать нужно в тот момент, когда они этого заслуживают, на волне эмоции. Отсроченное наказание или поощрение для них не работает. Таких людей, к сожалению, большинство в современном мире. Наш социум еще не очень зрел.

Далее по иерархии зрелости идет юношеский вариант взаимодействия с миром. Люди-»юноши» имеют собственные идеи, они сами решают, что им нужно. Они могут оценивать, любят анализировать, ценят концепции, научные доводы. «Юноши» всегда дают четкое обоснование любому своему действию и главный их вопрос — «почему?». Им нужен смысл. Таких людей недостаточно поощрять материально, их хорошо мотивирует доверительный разговор, когда они начинают понимать идею шефа. Их мотивирует и вдохновляет большая идея. Наказанием для них является потеря доверия руководителя или перевод на скучную работу.

И, наконец, четвертый уровень — «взрослый». Этот человек обладает силой, его уже не запугаешь. Он поступает по-своему. Его не интересует «почему?», его вопрос — «как действовать?». «Взрослый» честолюбив, он любит руководить. Для него важен вызов. Мотивацией для него является карьера и связанные с ней перспективы.

«&»: Можно ли сказать, что лидер подбирает сотрудников одного с ним уровня зрелости?

М. П.: Да, иногда так бывает. Однако чаще лидер интуитивно подбирает сотрудников более низкого уровня, чем его собственный. Тогда лидер понимает мотивы сотрудников и может безопасно ими управлять. Если же в структуре оказывается человек более сильный, чем лидер, возникает тенденция к перехвату управления. Это приводит к постоянному конфликту. Если нет специальных оснований, связывающих вместе этих людей, система очень быстро распадается. Либо идет перехват власти у лидера и постепенное вытеснение его из системы, либо, если это невозможно, уходит более сильный сотрудник. И зачастую за ним уходит часть коллектива.

Почему ему это удается? Он лучше видит и чувствует ситуацию, у него более точные решения, он сильнее. Бывает ситуация длительного равновесия, если лидер является владельцем или акционером компании, а более сильный человек — топ-менеджером. Собственник при этом оказывает давление на директора, но взамен, чтобы его не потерять, предлагает, например, участие в прибыли предприятия. Им вдвоем неуютно, они конфликтуют, но тем не менее собственник вынужден терпеть присутствие в своем окружении более сильного человека. Почему? Если тот уйдет, система может рухнуть. Она существует только благодаря усилиям топ-менеджера, и собственник это чувствует. Такие взаимоотношения могут длиться много лет. И выход только один: собственник должен приложить усилия — не просто учиться или книги читать, но и реально развиваться.

«&»: А в чем, по-вашему, состоит харизма лидера? Некоторые консультанты предлагают услуги по «развитию харизмы». Действительно ли можно научить этому?

М. П.: Харизма — это проявление уникальности человека, его увлеченности идеей. Это то, что делает человека желанным для других людей. Люди любят силу, любят тех, кто открывает перед ними перспективу. Если человек может в своих поступках, в своем невербальном поведении выразить надежды окружающих его людей, значит он харизматичен. Научить этому нельзя. Люди почувствуют фальшь. Единственный способ стать харизматичным — оставаться верным себе, двигаться по своему пути, достигая высоких уровней личной силы.

«&»: Значит ли это, что зрелый лидер не должен прибегать к манипуляциям и провокациям?

М. П.: Манипуляция - слово, которому психологи придали негативный смысл. Это неправильно. Хороший оратор, желающий донести до публики сложную смысловую конструкцию, делает паузу, чтобы привлечь внимание. Одни слова он произносит громче, другие тише. С точки зрения гипнотических техник он манипулирует сознанием людей. Все зависит от того, какую цель преследует человек. Если он хочет надуть публику, то это нечестная манипуляция, но если хочет помочь другому человеку понять что-либо в окружающем мире или в себе, это идет во благо. Манипуляции неприятного свойства возникают тогда, когда личность расколота: человек чувствует одно, говорит другое, думает о третьем, делает четвертое, а мечтает о пятом. А если человек говорит то, что думает, а думает то, что чувствует, и при этом делает то, о чем мечтает, то его манипуляция служит развитию и полезна для людей.

Провокация тоже может быть использована для самых благих целей. Зачастую она помогает человеку проявить активность. Иногда для того чтобы побудить человека что-то сделать, нужно сказать: «Ты знаешь, вряд ли у тебя это получится, боюсь, что ты слабоват для этого». Он тут же начнет доказывать, что способен на большее. Такую провокацию может себе позволить человек, который внутренне гармоничен, и в его устах подобная фраза будет звучать не как оскорбление, а как вызов. Многие талантливые педагоги и психологи используют провокацию во благо.

Главная
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
x
y
z
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9