Найти :
Найденные результаты с ключевым словом : "благородный-восьмеричный-путь-четыре-благородные-истины-".

Благородный восьмеричный путь. Четыре Благородные Истины

Библиотека

Буддизм Статьи, книги и древние тексты Буддизм: история, каноны, культура

Буддизм: история, каноны, культура

Благородный восьмеричный путь. Четыре Благородные Истины

Основой для следования восьмеричному пути является осознание Четырёх Благородных Истин.

Четыре Благородные Истины.

Страдание коренящееся в существовании есть Благородная Истина и она должна быть познана.

Источник страдания должен быть устранен, и это Благородная Истина.

Прекращение страдания есть угасание страдания и это Благородная Истина.

Путь ведущий к этому познанию, должен углубленно созерцаться и практиковаться и это Благородная Истина.

16 аспектов Четырех Истин.

Эти Благородные Истины постигаются в 16 аспектах. Каждая из Четырех Истин подразделяется дальше на следующие четыре аспекта: 1) терпеливость; 2) понимание; 3) последующая терпеливость; 4) последующее понимание.

Первые два аспекта (терпеливость и понимание) включают в себя очищение от омрачений сферы желаний (Камалока). Следующие два аспекта (последующая терпеливость и последующее понимание) включают в себя очищение от омрачений сферы формы (Рупа-дхату) и бесформенной сферы (Арупа-дхату).

Характеристики этих аспектов относительно Первой Истины о Страдании описываются как: 1. Страдание (духкха). Оно имеет три аспекта: телесное страдание, страдание изменения и всеобщее страдание. На низшей ступени развития живого существа существует только телесное страдание: физическая боль, лишения, недомогания.

На следующей, более высокой ступени оно преимущественно умственно: несоответствие наших иллюзий действительности, разочарование в жизни, невозможность удовлетворить наши желания. На третьей ступени страдание уже не связывается с благополучием нашей собственной персоны или с мимолетными явлениями нашей жизни, оно становится все более и более всеохватывающим, неотъемлемым от окружающего бытия. Человек, стремящийся к просветлению, преимущественно испытывает всеобъемлющее страдание (третья ступень), тогда как обычный человек в основном подвержен страданию умственному (вторая ступень), хотя телесное страдание возможно, и достаточно часто занимает свое место везде, в том числе и на более утонченной третьей ступени.

2. Непостоянство (анитья). Непостоянство есть страдание, поскольку все является составным. Будда познал, что непостоянство является неотъемлемым свойством человеческого бытия. Внимательно наблюдая за своим телом, за своими чувствами и мыслями, размышляя над происходящим в сознании, Он пришел к заключению, что человек, так же как и все, что его окружает, постоянно пребывает в движении, с каждым мигом рождаясь и увядая, причем неизменного субъекта этих перемен, неизменного человеческого "Я", не существует. Иными словами, в противовес широко распространенному верованию в наличие неизменной души, пребывающей в основании всех перемен, он заявил, что существует лишь непрерывная череда моментов, каждый из которых своим исчезновением дает место следующему. Согласно традиции, последние слова Будды звучали так: "Всему, что возникает, суждено исчезнуть; с усердием ищите спасения".

3. Отсутствие индивидуального "Я" (анатман). Будда отказывался отвечать на вопрос, существует или не существует "Я" или душа.

4. Пустота (шуньята). Отсутствие "собственной" природы любого явления и выход за рамки восприятия посредством признания его относительного характера.

Характеристики аспектов относительно Второй Истины об Источнике Страдания описываются так:

5. Источник всего (самудайя). Все явления обусловлены совокупностью "отдаленых причин", т.е. причин, относящихся к общей внешней среде, которая всегда схожа с ее источником.

6. Причина (хету). Непосредственные причины — это клеши и сансарические влечения.

7. Условия перерождения (пратьяя). Это результат согласования многих причин, например, перерождения в разных мирах не имеют тенденции прекратиться и очень редко удается родиться в месте с 18 благоприятными для практики условиями (мирная страна, способный ум, учитель, проповедь Дхармы, здоровье и пр.).

8. Причина перерождения (прабхава). Причина приводящая к тому или иному обусловленному перерождению, например, от разных причин рождаются бедными или богатыми. Характеристики аспектов относительно Третьей Истины о Прекращении Страдании описываются так:

9. Прекращение (ниродха). Карма и клеши, являющиеся причинами плохих состояний, вызывающих страдания, полностью преодолены.

10. Покой (шанта). Освобождение от привязанности к пяти скандхам прекращает волнение сознания.

11. Несравненность (пранита). Радость, возникающая в результате освобождения от нечистых состояний ни с чем не сравнима.

12. Окончательное избавление (нихсарана). Свобода от сансары и полная уверенность, что больше никогда не произойдет падение обратно.

Для уяснения этих целей и условий следует полагаться на путь. Характеристики 16 аспектов относительно Четвертой Истины о пути описываются так:

13. Правильный путь (марга). Готовность следовать Восьмеричному пути в стремлении постичь наивысший смысл, истинное состояние явлений вселенной.

14. Правильное понимание (ньяя) Есть много путей, но надо выбрать тот путь, который является для личности единственно верным.

15. Правильная практика (пратипатти). Это развитие правильного взгляда и преодоление всех ошибочных воззрений, достижение состояния уверенности и несомненности в убеждениях.

16. Окончательная свобода (найрьяника). Совершенным образом достигнутый результат, то есть состояние нирваны, свободной от сансары.

Главная
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
x
y
z
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9