Найти :
Найденные результаты с ключевым словом : "образ-жизни-".

Образ жизни

Образ жизни

Тибетская медицина об основных причинах болезней говорит следующее:

Главная причина – это неведение относительно истинной природы бытия, так как сущность и причины страданий и болезней исходят от него.

Три основные причины, приносящие страдания, это - омраченность, гнев и страсть.

Омраченность (это тупость – вялость ума, глупость и неразумные поступки) – приводит к болезни слизи.

Гнев (гордость, ненависть) – вызывает болезни желчи.

Страсть (привязанность, желание, зависть) – порождает болезни ветра.

Итак мы имеем три системы регуляции (три доши), которым соответствуют три основных типа телесной конституции для различных людей. Наш образ жизни и поведение оказывают непосредственное влияние на соотношения ветра,желчи и слизи в организме, в результате чего неправильный образ жизни вносит дисбаланс в систему регуляции, приводя к болезни.

Тибетским доктором оцениваются факторы образа жизни пациента: сами того не зная, мы можем своими привычками, склонностью к определенному режиму усиливать болезнь. Например, люди с хроническими воспалениями не должны подвергать себя физической нагрузке, в их случае такой «оздоровляющий» фактор, как занятия фитнесом, становится вредящим.

Или: много говорящие люди (например, лекторы, преподаватели) в силу своей деятельности постоянно усиливают определенную регуляционную систему тела, что приводит к ее разбалансировке, а в дальнейшем — к болезни. Им небходимо соблюдать определенную «технику безопасности», чтобы сбалансировать подвергающуюся чрезмерной нагрузке систему.

В результате анализа расстройств дош пациенту рекомендуется вести образ жизни, способствующий гармонизации всех трёх систем регуляции.

Так при расстройствах слизи рекомендуются физические упражнения и пребывание на солнце и в теплых помещениях.

При расстройствах желчи рекомендуются пребывание на морском побережье; у водоемов, где дует ветер. Мягкое деликатное отношение к окружающим, носить теплую одежду для вызывания усиленного потоотделения.

При расстройствах ветра рекомендуются пребывание в затененных местах, душевные разговоры с любимыми людьми.

Особое внимание в тибетской медицине уделяется правилам сексуального поведения, которое также оказывает влияние на соотношение систем регуляции нашего организма.

Для сохранения здоровья и долголетия необходимо чётко усвоить принципы правильного сексуального поведения:

1.Не следует прелюбодействовать, вступать в сексуальные отношения во время менструации у женщины и в период всей беременности.

2.Зимой количество половых контактов не ограничено.

Осенью и весной – рекомендуется не чаще двух раз в неделю.

Летом – не чаще одного раза в две недели, а лучше вообще отказаться от половых контактов на этот период. Поскольку лето - это время накопления жизненных сил на весь следующий год.

Правила поведения и питания

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Библиотека

Тибетская медицина Учебники тибетской медицины Введение в тибетскую медицину

Введение в тибетскую медицину

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Рекомендации относительно образа жизни даются в трех разделах: постоянное поведение, поведение в зависимости от времени года и поведение при удовлетворении естествен­ных потребностей. Первое делится на две части: постоянное поведение в жизни и религиозная практика.

ПОСТОЯННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЖИЗНИ

Все хотят счастья и долголетия и не хотят страдания, и для достижения этих целей применяют какие-то средства.57 Есть различные методы, которые можно использовать, что­бы избавиться от такого страдания, как болезнь, и продлить жизнь. Чтобы сделать свою жизнь более долгой и защититься от болезней, можно носить на теле в разных местах драго­ценные камни. Также нужно принимать лекарства, соответ­ствующие особенностям своего организма, и, занимаясь практикой Тайной Мантры, просить помощи у своих бо­жеств-покровителей.

Вам нужно осознанно избегать двух условий, порождаю­щих болезнь: неправильных привычек питания и непра­вильного поведения.

Например: нельзя пить смеси разно­родных спиртных напитков;

нельзя, долго пробыв на солнце, переходить в холодное место;

не следует зимой носить легкую одежду, а летом — слишком теплую, и т. д.

Также нуж­но всячески избегать совершения любых неблагих поступ­ков:

трех неблагих действий тела — убийства, воровства и разврата;

четырех неблагих действий речи — лжи, подстре­кательских слов, клеветы и пустословия; трех неблагих дей­ствий ума — алчности, недоброжелательства и ложных взглядов. Необходимо свести все это к минимуму.

Нельзя неумеренно пользоваться своими пятью чувства­ми. Например, нельзя слишком много смотреть на очень кра­сивое или очень безобразное, слишком долго обонять очень привлекательные или отталкивающие запахи. Если слишком долго смотреть на безобразное, в конце концов это возбу­дит в организме элемент «ветер». Точно так же, если слиш­ком долго обонять дурные запахи, в конце концов это тоже подействует на присутствующий в вашем организме элемент «ветер», а это повлечет за собой болезнь.

Следует избегать отчаянных поступков:

садиться на необъезженного коня, плавать в водовороте, бегать сквозь огонь, чтобы похвастаться своей отвагой, летом забираться на деревья и прыгать с них, чтобы показать свою удаль, играть на краю оврагов, наполненных водой от летних дож­дей. Всегда, в любое время года, нужно избегать таких по­ступков, потому что из-за них можно погибнуть или подо­рвать здоровье. Например, если висеть на ветке, она может обломиться; если плавать поблизости от водоворота, он может вас затянуть; если сесть на необъезженную лошадь, она может вас сбросить — вы будете покалечены, а то и убиты.

Идя пешком, внимательно следите за дорогой. Делая оста­новку в пустынном месте, нужно знать эту местность. Ста­райтесь не бродить по ночам, а если по какой-то важной причине вам нужно выйти из дома, возьмите с собой друга, который вас защитит. Не совершайте поступков, противо­речащих природе вещей, это касается и времени, и характе­ра ситуации.

Соблюдать предосторожность, находясь в пути и делая привал, нужно потому, что, скажем, в лесу вы можете упасть в западню, устроенную для ловли оленей. Если вы, например не смотрите себе под ноги, когда идете по узкому мосту то в его конце можете попасть в ловушку, приготовлен­ную для животных, причем сам мост является частью этой ловушки. Другими словами, необходимо соблюдать осто­рожность.

Желательно долго не голодать,

не спать днем, вместо того чтобы спать ночью,

и не прилагать слишком больших усилий для выполнения задач, которые вы явно не сможете выполнить.

Не напивайтесь, не злоупотребляйте алкоголь­ными напитками — это ослабит ваш организм.

Не увлекай­тесь разговорами, не болтайте без умолку. Это приведет к преждевременному старению.

Весна (или конец зимы по за­падному календарю), когда ночи становятся короче, — это очень трудное время года, не подходящее для проведения голодания. Особенно не рекомендуется в это время долго болтать и совершать другие из упомянутых выше действий, в противном случае это повлечет за собой потерю силы организма и увеличение элемента «ветер». Поэтому в этот сезон очень полезно сразу после полудня немного поспать. Например, если весной вы после обеда поспите полчаса или час, это будет противодействовать последствиям таких дей­ствий — потере силы организма и увеличению элемента «ветер».

Если же спать после обеда летом, осенью или зимой, это явится причиной увеличения «слизи»: тело и ум становятся тяжелыми, снижаются умственные способности, вам не хо­чется двигаться, вы становитесь ленивыми и все время про­стужаетесь.

Человеку, который много спит, следует дать рвотное, а затем ему надо поголодать. Цель этого — с помощью рво­ты удалить «слизь», вызывающую тяжесть, а потому для Удаления избыточной «слизи» требуется специальное рвот­ное средство.

Человеку, которого мучает бессонница, в полдень нужно выпить теплого молока, а вечером — бульона из постного мяса. При бессоннице нужно втирать в темя кунжутное мас­ло. Также можно растопить в ложке немного чистого свеже­го сливочного масла и, когда оно достаточно остынет, кап­нуть по одной капле в каждое ухо.

Нельзя совершать прелюбодеяние, то есть быть в интим­ных отношениях с теми, кто находится в браке с другим че­ловеком или под чьим-то попечительством; недопустимо за­ниматься блудом с животными. Нельзя также иметь поло­вые сношения во время менструаций. Зимой можно иметь половые сношения в любом количестве — здесь нет ника­ких ограничений, но осенью и весной — не больше двух раз в неделю. В летние месяцы не следует иметь половых сно­шений больше, чем один раз в две недели. Это объясняется тем, что лето — время пика для всех элементов; поскольку все они имеют самый высокий уровень, вы потеряете силу, если будете иметь половые сношения чаще. Это притупит ваши чувства (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). Например, вы будете видеть не так ясно и четко. Это может также стать причиной безвременной смерти. Если, напри­мер, вы смогли бы прожить сто лет, то можете умереть в семьдесят или восемьдесят. Снижается также и интеллект.

Чтобы подавить «ветер», который вызывает старение, сле­дует часто мыться, а затем натирать все тело кунжутным мас­лом. В Индии нам доступно только кунжутное масло, но здесь у вас есть много подходящих для этой цели масел, хотя гор­чичного масла следует избегать. Это поможет избавиться от жира и уменьшить вес тела. Натирание маслом усиливает пищеварительный огонь, проясняет ум и дает чувство об­щего подъема, а кроме того увеличивает половую потенцию.

Вопрос: Что значит мыться часто?

Ответ: Необходимо мыться по крайней мере раз в неделю, но лучше делать это дважды в неделю. В Индии люди, которые соблюдают это правило, моются каждое утро, а затем втирают масло.

Вопрос: Если вы совершаете больше половых ак­тов, чем положено, существуют ли средства, которые можно принимать, чтобы нейтрализовать последствия?

Ответ: Да, есть такое лекарство. Существует отдель­ный текст о средствах повышения половой потенции и полового влечения, предназначенных для восстановления сексуальной силы. В этом тексте сказано, что если муж­чина будет правильно принимать это лекарство, то смо­жет вступить в контакт с сотней женщин за одну ночь. Не знаю, как насчет этого, но лекарство действительно очень сильное.

Если вы нарушаете правила поведения в определенное время года, то рискуете приобрести хронические болезни. Соблюдение этих правил особенно важно для стариков и детей, а также для тех, у кого преобладает «ветер» и «желчь». Чуть меньшее значение они имеют для взрослых людей, которых не беспокоят расстройства «ветра» и «желчи».

Людям, у которых сильное тело, нужно зимой и весной принимать жирную и маслянистую пищу. Однако летом и осенью они должны ограничить количество такой пищи, по­тому что она увеличивает «желчь».

Для человека с преобладанием «слизи» очень важны лю­бые виды физических упражнений: бег, прыжки, плавание — что угодно. Для людей с преобладанием «слизи» при мытье полезно в качестве заменителя мыла использовать порошок из чечевицы в чистом виде или в смеси с мылом. Он вытя­гивает «слизь» из пор тела. От этого суставы становятся очень гибкими. Также происходит растворение жира и улуч­шение состояния мышц. Если придерживаться этих правил, то кожа приобретет хороший цвет, конечности станут силь­ными, а продолжительность жизни возрастет.

Вопрос: Какие другие виды масла полезно употреб­лять?

Ответ: Масла из различных видов орехов, даже грец­ких, но только не горчичное.

Вопрос: Возможно ли, чтобы мытье оказалось слишком частым, а половые сношения слишком редки­ми?

Ответ: Если вы моетесь много раз в день, то сама вода может усилить нарушение «ветра». Что же касается ограничения сексуальной активности, то не думаю, что­бы от этого было много вреда, разве что, может быть, образование камней.

Религиозная практика

В своем стремлении к счастью все живые существа про­являют большую активность. В предыдущем разделе мы говорили о мирской деятельности, теперь обратимся к ре­лигиозной активности. Поскольку неоспоримо, что даже постоянное счастье может привести к страданию, лучше за­ниматься религиозной практикой. Не следует откладывать занятие религиозной практикой, полагая, что сначала нуж­но накопить богатство и достичь хорошего положения, а по­том уж практиковать. Наоборот, необходимо начать прак­тиковать прямо сейчас, не откладывая эту практику на будущее.

Основные благие действия таковы:

телесные действия — отказ от убийства живых существ, воровства и прелюбоде­яния; словесные действия — отказ от лжи, пустословия, кле­веты и подстрекательских слов, которые хуже всего;

действия ума — это отказ от алчности, заключающейся в желании за­владеть чьим-то имуществом, от недоброжелательства — желания зла другим, а также от ложных взглядов: например не признавать закона причины и следствия, перерождения, Будды, Дхармы и Сангхи.

Таким образом, нужно отказать­ся от неблагих действий: трех действий тела, четырех — речи и трех — ума. Даже если вы не умеете сидеть со скрещенными ногами и внешним видом не напоминаете того, кто медитирует, уменьшение до минимума и отказ от всего пе­речисленного выше и есть религиозная практика.

Какие бы ни были у вас способности, их следует исполь­зовать для помощи тем, кого гнетут страдания, кто обездо­лен и несчастен. Помощь другим — чрезвычайно важное дело. Необходимо относиться к любым живым существам, даже к насекомым и т. п., как к самому себе. Как вам не нравится, когда в ваше тело вонзается игла, точно так же это не нравится и червю, и насекомому.

Говоря с людьми, нужно делать это с любовью к ним, с улыбкой на лице, без обмана, честно. В первую очередь стремитесь помогать даже таким людям, которые поступа­ют по отношению к вам как враги и стараются вам навре­дить. Кроме того, из побуждений любви к живым существам нужно породить два высших бескорыстных помысла о про­светлении: и в мыслях, и на деле самоотверженно стараться стать просветленным, а также постичь пустоту бытия.

На материальном уровне, на уровне тела, даже если мы сейчас не бодхисаттвы и неспособны отдать свое тело дру­гим, мы можем отдавать свои дары, можем давать кровь тем, кто в этом нуждается. Люди, отдающие для пересадки свои органы, на деле исполняют заповеди бодхисаттвы.

На уров­не речи нужно использовать свою речь, думая о благе дру­гих; например, если убийца ищет свою жертву и пытается выяснить, где она находится, то, даже если вы видели того, кого он ищет, можете сказать убийце, что ничего не знаете, и тем самым спасти это существо от смерти.

Точно так же и на уровне ума нужно думать о том, что принесет пользу Другим, различая благотворное и вредоносное.

Очень важно в своем поведении следовать примеру са­моотверженности бодхисаттв, считая благополучие других более важным, чем свое собственное. Это высшая духовная практика.

Вопрос: Что будет, если вы злитесь, но при этом улыбаетесь?

Ответ: Это вредит в том плане, что вы проявляете гнев, но, поскольку вы не совершаете против кого-либо конкретных действий, его последствия будут меньше.

Вопрос: Мне кажется, что, когда мы пытаемся дей­ствовать вразрез со своими чувствами, мы подвергаемся опасности самообмана, а не обмана других.

Ответ: Поскольку у вас есть желание и ненависть, то никак не может быть так, чтобы вы от этого не стра­дали. Если вы проявите их, это повлечет одни проблемы, а если сохраните их внутри — то другие. Мы не сможем выбраться из этой ситуации, пока не достигнем освобож­дения от влияния желания, ненависти и неведения.

ПОВЕДЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА

Год делится на четыре сезона: зиму, весну, лето и осень. На один день приходится двадцать одна тысяча циклов ды­хания, а за месяц их число равняется шестистам тридцати тысячам. В каждом из четырех сезонов по три месяца, и число циклов дыхания за год составляет семь миллионов пятьсот шестьдесят тысяч.

Весеннее равноденствие приходится на пятнадцатый день среднего месяца весны (середине весны по тибетскому ка­лендарю соответствует начало весны по западному). Осен­нее равноденствие приходится на пятнадцатый день сред­него месяца осени. Зимнее солнцестояние, когда самая дол­гая ночь, происходит в пятнадцатый день среднего месяца зимы. Летнее солнцестояние, когда самый долгий день, при­ходится на пятнадцатый день среднего месяца лета. Здесь мы не будем говорить о восемнадцатидневных периодах между сезонами, упоминавшихся выше в связи с пульсодиагностикой.

В середине весны дни становятся длиннее ночи, а солнце движется к северу. Во время летнего солнцестояния солнце поднимается на север на самое большое расстояние. Это слу­чается в пятнадцатый день среднего месяца лета. Затем оно начинает двигаться к югу. Точка осеннего равноденствия приходится на пятнадцатый день среднего месяца осени. Затем солнце продолжает удаляться на юг, уходя все дальше от нас; дни становятся короче, а ночи длиннее. Самая долгая ночь, когда солнце удаляется на юг на самое большое рас­стояние, соответствует пятнадцатому дню среднего месяца зимы. Это зимнее солнцестояние.

Так как весной солнце начинает двигаться к северу, эле­менты приобретают свойства грубости, жара и резкости. По­скольку с этого момента сила солнца увеличивается, эти качества возрастают. Затем, начиная с середины лета, с лет­него солнцестояния, когда солнце начинает уходить на юг, усиливается холодное свойство луны. Именно вследствие этих факторов необходимо придерживаться правил поведе­ния, соответствующих времени года.

В частности, начиная с пятнадцатого дня среднего меся­ца зимы холодные качества луны и элементов земля и вода снижают свою силу, а жгучий и вяжущий вкусы пищи уси­ливаются. Поэтому в конце зимы и ранней весной люди ста­новятся слабее и им нужно больше есть. Вследствие возра­стания элементов огонь и ветер ваша собственная сила есте­ственным образом уменьшается.

Во время летнего солнцестояния, вследствие того что солнце начинает двигаться к югу, усиливаются элементы земля и вода. Это означает, что вы естественным образом становитесь сильнее, и поэтому в этот период вам уже не надо так много есть. Объясняется это тем, что плотные эле­менты вода и земля служат основой, благодаря этому вы ста­новитесь все сильнее до самого зимнего солнцестояния, когда ваша сила достигает своей вершины.

После же зимнего солнцестояния, когда солнце начинает двигаться к северу, ветер и огонь возрастают и начинают сжигать вашу силу.

С середины лета начинается летний сезон дождей. Дожди способствуют возрастанию элементов земля и вода, из-за чего естественным образом усиливаются качества кислого, соленого и сладкого вкусов, что, в свою очередь, повышает физическую силу. Это объясняется усилением лунных ка­честв, начиная с летнего солнцестояния.

В первый месяц зимы, в последний месяц весны, в последний месяц лета и в средний месяц осени элементы находятся в равновесии.

Именно такая система деления года на месяцы и сезоны лежит в основе правил поведения, которых медицинские трактаты рекомендуют придерживаться в соответствующее время и сезон.

Первая часть зимы — самая холодная пора, и поэтому поры тела закрыты. Если в этот период вы буде­те мало есть, ваша физическая сила уменьшится, поскольку в вашем организме элемент ветер как бы скрадывает силу огня. Нужно есть достаточно много пищи с сильным кис­лым, соленым и сладким вкусом.

Так как ночи в этот период долгие, вы меньше едите, а потому и ваши телесные составляющие также терпят ущерб. Ведь если вы голодаете в течение долгой ночи, это влечет за собой уменьшение телесных составляющих.

Что касается мытья, то после него в этот сезон необходи­мо натираться кунжутным маслом. Также нужно есть жир­ное мясо, маслянистую пищу, сливочное масло, мясной бу­льон. Нужно носить меховую одежду, теплую обувь и т. д. Иногда надо побыть у огня. Но будьте осторожны — не пе­регрейтесь.

Жить надо в доме, защищенном от сквозняков, а не в до­щатой лачуге. Поскольку двенадцатый месяц особенно хо­лоден, в это время нужно тщательно соблюдать все эти пра­вила поведения. (Двенадцатый месяц — это приблизитель­но январь по западному календарю.)

В течение зимы в организме накапливается «слизь», а так как погода холодная, то накопленная «слизь» как бы замора­живается, затвердевает. Затем, весной (которая приблизительно соответствует февралю, марту и апрелю) солнце гре­ет сильнее, вследствие чего накопленная «слизь» тает, а по­тому уменьшаются огненные свойства пищеварительного жара. В результате возникают болезни «слизи». Чтобы пред­отвратить их возникновение, нужно принимать пищу с тре­мя вкусами: жгучим, горьким и вяжущим — употреблять пищу со жгучими специями, жгучим перцем, немаслянис­тые овощи, зерновые, хранившиеся год (старые, но не под­гнившие), а также мясо животных, обитающих в сухих ме­стах, например мясо горной козы. Также нужно есть мед и пить воду, кипяченную с имбирем. Все это очень полезно.

Период, когда следует придерживаться этих правил по­ведения, начинается за полтора месяца до весеннего равно­денствия и заканчивается через полтора месяца после него. В это время благоприятны физические упражнения: бег, по­клоны перед изображениями божеств и т. п. Вместо мыла пользуйтесь чечевичным порошком или смесью мыла и че­чевичного порошка, втирая его в тело, а затем смывая. Бла­годаря этому удаляется «слизь». Используйте благовония для умащения тела. Бывайте в местах, где растут красивые цве­ты, в приятных рощицах; полезно находиться в полутени, где лучи солнца пробиваются сквозь листву деревьев.

В конце весны и начале лета солнце становится жарким. Из-за этого организм теряет силу, и нужно есть пищу со сладким вкусом, с холодными свойствами, легкую и масля­нистую. Например, холодной и легкой является свинина. Следует избегать соленой, жгучей и кислой пищи, а также не переутомлять себя физическими упражнениями. Нельзя находиться на солнце; загорать вредно. Не мойтесь горячей водой, используйте прохладную. Пейте пиво или крепкие напитки, смешивая их с холодной водой, или кладите лед в напитки или пиво.

Откройте окна и поставьте защитные сетки. Носите лег­кую одежду. Опрыскивайте себя и помещение ароматными жидкостями, благодаря этому не будут заводиться вредные насекомые, а это, в свою очередь, предохраняет от болезней. Насекомые заводятся в грязных местах, а приятный запах их отпугнет. Очень полезны курительные благовония. Са­жайте вокруг дома ароматные цветы. Находитесь в тени деревьев, в таком месте, где легкий ветерок доносит до вас благоухание цветов.

В конце лета, в сезон дождей, или муссонов, все стано­вится влажным. Источники воды взбаламучиваются и за­грязняются, потому что дожди сопровождаются холодными ветрами. Поэтому питьевая вода во время этого сезона ста­новится хуже. Даже если брать ее из глубокой скважины, все равно ее источник потревожен и загрязнен. Вследствие это­го ослабевает пищеварительный огонь, и нужно использо­вать методы его усиления. Следует принимать кислую, со­леную и сладкую пищу — как и в начале зимы, — а также пищу легкую, теплую и маслянистую. Пейте пиво и креп­кие напитки из зерна, выращенного в сухих местах, избе­гайте сырости.

Хотя из-за дождей конец лета прохладен, при прояснениях бывает очень жарко, из-за чего вы вдруг може­те подвергнуться воздействию сильной жары. «Желчь», на­копленная в течение дождливого сезона, вследствие потреб­ления маслянистой пищи и тому подобного, осенью может проявиться в виде болезней. Поэтому, чтобы улучшить со­стояние «желчи», нужно, начиная с конца третьего месяца лета принимать пищу сладкую, горькую и вяжущую. Вяжу­щая пища почти безвкусна, она ни сладкая, ни соленая, ни кислая. Вяжущий вкус имеют многие лекарства. Следует окру­жать себя запахами, которые не только приятны, но и про­хладны. Полезны камфара, белый сандал и дерево уши, по­хожее на белый сандал. Порошок из них следует сжигать в сосуде и обносить им весь дом. Кроме того, после уборки нужно опрыскивать жилое помещение смесью камфары и воды.

Итак, что касается пищи, то

в сезон муссонов и зимой следует принимать теплую пищу.

Весной нужно принимать грубую пищу.

В начале лета и осенью — прохладную.

В сезон дождей и зимой полезна пища жгучая, соленая и кис­лая.

Весной нужны три вкуса: горький, жгучий и вяжущий;

осенью — сладкий, горький и вяжущий.

Если в вашем организме от природы преобладает «слизь», то весной вам надо принимать специальные рвотные сред­ства для удаления «слизи».

Если же у вас от природы преоб­ладает «желчь», то осенью вам надо принимать особое сла­бительное, устраняющее «желчь».

Если вы по природе чело­век «ветра», то в конце лета вам надо применять специаль­ную клизму для нейтрализации «ветра».

Все эти рекомендации относительно питания и поведе­ния следует видоизменять с учетом отклонений от нормы в рамках сезонов, например, когда бывает жарче или холод­нее обычного. Если ваше поведение будет согласовываться со временами года, то вы будете жить долго и без болезней.

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Рассмотрим тринадцать правил поведения: при

голоде, жажде, рвоте, зевоте, чихании, дыхании, сне, отхаркивании, сплевывании,

дефекации, выпускании газов, мочеиспуска­нии и семяизвержении.59

Нельзя насильно подавлять лю­бую из этих тринадцати потребностей.

Если вы подавляете голод, то пагубным следствием будет ухудшение состояния организма вообще, физическая сла­сть, боль в горле после глотания и головокружение. Во избежание этого нужно часто принимать легкую, маслянистую и теплую пищу.

Если вы не удовлетворяете жажду, то результатом будут головокружение, сердечные заболевания и умственная тупость, потеря ясности ума. Нейтрализовать это помогают

различные виды холодной пищи, холодное питье и прохладный воздух.

Если удерживать рвоту, то это приводит к потере аппе­тита, затрудненному дыханию, болезни, при которой опу­хают лицо и кисти рук, на коже появляются язвы, наблю­дается зуд, возникают кожные болезни, болят глаза, а также обнаруживается склонность к непрерывным простудам. Если возникла такая болезнь, то средствами против нее бу­дут голодание, вдыхание дыма алойного дерева и сандала, также полезно часто пить понемногу такие жидкости, как вода с медом.

Если удерживаться от чихания, это приводит к тому, что возникает общий недостаток ясности чувств, головокруже­ние, односторонняя боль в шее, искривление рта, искажение его формы, а также ослабление щек. Помогает от этого вды­хание дыма алойного и сандалового дерева, лекарство, про­чищающее нос, а кроме того, полезно смотреть на солнце. Сдерживание зевоты не влечет за собой больших послед­ствий. Возможный вред можно быстро устранить, приняв лекарство против «ветра», совершая действия, рекомендуе­мые для профилактики болезней «ветра», а также принимая пищу, способствующую устранению расстройства «ветра».

Если ваша работа сопряжена с таким значительным фи­зическим напряжением, что оно нарушает ритм вашего ды­хания — например, когда приходится долго держать что-то очень тяжелое, так что вы не можете правильно дышать, — или если вы не переведете дух после какого-то усилия, то это очень вредно и влечет за собой различного рода опухо­ли и болезни сердца. Средством против этого является хо­роший отдых, а особых лекарств не требуется.

Если вы не спите, когда имеется такая потребность, у вас начинается сильная зевота, наблюдается общая заторможен­ность, вам не хочется ничего делать, ощущается тяжесть в го­лове, наблюдается ослабление зрения, затрудняется пище­варение. В качестве средства против этого нужно выпить мясного бульона или пива, натереть тело маслом, а также выспаться.

Если вы не отхаркиваете слизь, накапливающуюся в гор­ле, то слизи будет скапливаться все больше, что будет нару­шать дыхание, затрудняя его. Это приведет также к похуде­нию, вызовет склонность к икоте и сердечные заболевания. Чтобы этого не допустить, нужно отхаркивать слизь из гор­ла, прибегая к помощи определенных жидких лекарств.

Если при избытке слюны держать ее во рту, это может повлечь за собой боли в сердце и головные боли, насморк и головокружение. Против этого полезно выпить пива и вы­спаться. Лекарств не требуется, будет лучше, если вы просто выпьете пива и отдохнете.

Если вы не будете выпускать газы, то это приведет к ис­сушению кала и запорам вообще. Дальнейшие последствия могут выразиться в образовании опухолей и появлении болей. Отдаленными последствиями могут быть сердечные болезни.

Если вам часто приходится воздерживаться от дефекации, когда в этом имеется потребность, то это может привести к дурному запаху изо рта, головным болям, судорогам раз­личных мышц и склонности к частым простудам. Чтобы этого не допустить, необходимо принимать слабительное.

Задержка мочеиспускания может привести к образованию камней в мочевом пузыре и почках, а также к болезням всей мочеполовой сферы. Используют лекарство местного при­менения, которое наносят на мужские и женские половые органы. Кроме того, натирают тело маслом, прикладывают горячее или холодное полотенце к разным частям тела и при­нимают лекарство, являющееся, по сути, витамином.

Если подавлять семяизвержение, это может вызвать бо­лезнь мочеполовой системы мужчины, приводящую в конце концов к затруднению мочеиспускания, к образованию кам­ней в почках и к импотенции. Средство от этих последствий вводят в половой орган. Также применяют лечебные ванны, рекомендуются половые сношения. Кроме того, следует пи­таться кунжутным маслом, молоком, курятиной и пить пиво.

В отношении всех этих тринадцати естественных потреб­ностей можно твердо сказать, что никогда не следует ни по­давлять их, ни применять излишних усилий, например силь­но тужиться при дефекации. Надо, чтобы все это происхо­дило естественным образом, без применения какой бы то ни было силы — ни для их задержки, ни наоборот. И то и другое вредит телесным составляющим, приводя к множе­ству разнообразных заболеваний. Нарушается состояние «ветра», и это расстраивает все телесное равновесие. Чтобы не допустить этого, всегда нужно правильно питаться, при­нимать нужные лекарства и придерживаться правильного поведения.

Чтобы очистить организм от накопившихся за сезон избытков того или иного жизненного начала, весной следует принимать специальные рвотные средства для уда­ления накопившейся в течение зимы «слизи», которая в противном случае весной повлечет за собой возникновение болезни холода.

Во время сезона муссонов и зимой следует применять специальную клизму, чтобы избавить организм от накопленных в начале лета нарушений «ветра».

Осенью нужно принимать специальное слабительное, чтобы очис­титься от накопленной в течение сезона дождей «желчи».

Чтобы не допустить возникновения в организме болез­ней, всегда придерживайтесь правильного образа жизни, который подразумевает соответствующее питание, должное поведение и т. п. Если поступать именно так, ваш организм будет уравновешен, а потому болезни не возникнут. Если же какая-то болезнь все-таки появилась, необходимо, пока она еще относительно невелика, немедленно обратить на это внимание и соответствующим образом изменить свое поведение.

Вопрос: Вы сказали, что иногда предписывается голодание, но ведь если голодать, то будет ощущаться голод, а вы говорили, что терпеть голод вредно.

Ответ: То, что в здоровом состоянии вы должны удовлетворять свой голод, это верно, но, если у вас имеется целый ряд симптомов, например затрудненность ды­хания, потеря аппетита, опухание, пятна на коже и т. п., обусловленных подавлением рвоты, это совсем другое дело, и вам в качестве лечебного средства требуется го­лодание. В качестве лечебного средства голодание не даст симптомов, характерных для воздержания от удовлетво­рения голода, потому что здесь совсем другая ситуация.

Вопрос: Как укрепить намерение изменить поведе­ние, подрывающее равновесие жизненных начал?

Ответ: Люди очень заняты делами и не склонны уде­лять время собственному здоровью. Однако если вы по­смотрите на этот перечень, то убедитесь, что воздержа­ние от удовлетворения одних естественных потребностей может повлечь за собой даже рост разного рода опухо­лей, а подавление других может привести к сердечным и другим серьезным заболеваниям. Видя, что от пустяков могут развиться тяжелые последствия, вы должны при­нять решение быть более внимательным к ним.

Другая трудность состоит в том, что местные обычаи часто предписывают подавлять открытое удовлетворение потребностей организма. Например, считается невежли­вым чихать или сморкаться, прочищать горло или каш­лять; считается совершенно неприличным выпускать газы в чьем-либо присутствии. Такие запреты вредны для здоровья. Раньше в Тибете и Китае у людей был обычай держать на столе около себя плевательницу, сделанную из любого доступного материала — она могла быть и Ценной вещью и простой,— и было принято сплевывать в нее избыток слюны, но в наше время для этого нужно пользоваться носовым платком, хотя это не так удобно.

Вопрос: Является ли зевота только признаком же­лания спать или выполняет еще какую-то функцию?

Ответ: Зевота — это не только признак потребности в сне, она указывает и на расстройство «ветра». Если вам часто приходится бодрствовать, когда вы хотите спать, то зевота может быть признаком усталости, но главным образом она является показателем болезней «вет­ра». Вот почему в тексте говорится о том, что для ней­трализации последствий подавления зевоты следует ис­пользовать средства против нарушений «ветра».

Вопрос: Помогает ли при нарушении «ветра» глу­бокое дыхание?

Ответ: Это может помочь, но не очень. Вообще говоря, болезни «ветра», симптомом которых является зевота, бывают трех видов: повышенный уровень «вет­ра», пониженный уровень «ветра» и расстройство «вет­ра». Глубокое дыхание может помочь при третьем виде, расстройстве «ветра». Для повышения уровня «ветра» следует есть очень сильную пищу, высокопитательную, а также принимать лекарства.

Вопрос: Когда я попадаю в горную местность, на большую высоту над уровнем моря, требуется какое-то время для привыкания. Можно ли сделать что-нибудь, чтобы эта адаптация проходила быстрее?

Ответ: Для этого полезно выпить немного пива и не пить кофе; чай пить можно. Если нет пива, сварите бульон из костей от нежирного мяса, это поможет.

Главная
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
x
y
z
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9